На первой в Беларуси тестовой зоне 5G, расположенной в Жодино, протестировали современные беспилотные машины. БЕЛАЗ совместно с инфраструктурным оператором beCloud и компанией «ВИСТ Групп» на испытательном полигоне показали, как работают, из чего состоят и на что способны роботизированные машины.
Требования с каждым годом ужесточаются. Часто в карьерах участие человека в процессе добычи становится тяжелым и даже опасным для жизни, так что появляется спрос на роботизированную технику. Технология 5G позволяет предоставлять не только традиционные услуги сотовой связи. Одна из потенциальных возможностей технологии — обеспечение запросов промышленности и производства, в том числе и в создании эффективно работающих беспилотников компании «БЕЛАЗ». Непосредственно на территории завода расположены две тестовые станции 5G.
Почти все системы современной техники на БЕЛАЗе связаны в цифровой узел, и, когда на машину ставится роботизированная система управления, остается только подключить ее к этому узлу и дать соответствующие команды. Такая модернизация обойдется клиенту примерно в десять процентов от общей стоимости машины, зато на выходе получается полностью автономная техника с возможностью удаленного управления.
На самосвале находится шесть камер, которые используются для трансляции видео на панель оператора: три спереди, две под зеркалами по бокам и одна на заднем бампере. Еще две камеры используются для сканирования окружения. Кроме этого, на машине стоит цилиндрический лидар, который использует технологию лазеров для работы в тумане и дыму. К тому же беспилотник оборудован сразу несколькими радарами и ультразвуковыми датчиками.
С подобным оборудованием техника может продолжать работу при любых погодных условиях. А управляется все тремя большими компьютерами, главный из которых построен на платформе Nvidia Jetson. За прием отвечает несколько антенн высокоточной навигации и одна («в виде пивной банки»), которая принимает сигнал сети 5G.
Двигается такая техника в двух режимах: автономном (когда самосвал не управляется никем и все решения принимает компьютер) и под удаленным управлением оператора, который из любой точки земного шара может рулить самосвалом. Движение в автоматическом режиме осуществляется либо по заранее проложенному маршруту, то есть по определенным координатам, либо живой водитель проезжает по нужному пути, а машина потом это воспроизводит. Дополнительно с помощью системы меток можно обозначить границу, за которую машина не должна заходить. При возникновении опасной ситуации система останавливает самосвал и предупреждает диспетчера, а тот уже берет на себя управление.
Искусственный интеллект выполняет в беспилотниках простейшие функции: езда от пункта погрузки к пункту разгрузки, объезд мелких препятствий, остановка перед крупными помехами — все то, что и требуется от самосвала. В любых других обстоятельствах управление переходит к человеку. Беспилотники можно контролировать с панели дистанционного оператора. С помощью нее один человек может управлять сразу несколькими машинами, и если какая-то из машин «просит помощи», то он может напрямую к ней подключиться.
Раньше для удаленного управления использовали Wi-Fi с частотой 2,4 МГц, но площадь покрытия и скорость передачи данных у него были гораздо меньше, чем у сети 5G. Новая связь показала более эффективные результаты. Такая система должна не только передавать огромное количество данных, но и делать это с минимально возможной задержкой. По словам специалистов beCloud, на данным момент удалось сократить время отклика оборудования до 10—11 миллисекунд, однако это далеко не предел потенциальных возможностей 5G. Что касается безопасности самого сигнала, то при перехвате контроля над машиной предусмотрена функция автоматического отключения.
Подобная технология беспилотников используются еще двумя фирмами, производящими карьерную технику, — Caterpillar и Komatsu. Все они развиваются примерно по одному направлению. Главное отличие в том, что остальные роботизируют только тяжелые машины. БЕЛАЗ же, в свою очередь, создает целую линейку беспилотников: КАМАЗы, БЕЛАЗы, погрузчики и даже буровой станок. В планах концерна — сделать полностью беспилотный карьер, в котором вся техника будет работать без водителей. В будущем планируется развитие полностью беспилотных БЕЛАЗов без кабины.
Читайте также
Последние новости