Совсем скоро, менее чем через неделю, пройдет очередная церемония вручения наиболее престижных наград в мире кино. И пусть «Оскар» уже давно «не торт», но люди по-прежнему люто обсуждают победы и поражения самых разных фильмов. Сегодня мы решили вспомнить картины, которые за все 89 церемоний награждения «заработали» больше всего статуэток позолоченного мужика с мечом. Недели как раз хватит, чтобы пересмотреть шедевры всех времен и народов.
«Последний император» (1987 год, международный проект, 9 «Оскаров»)
Режиссер: Бернардо Бертолуччи.
В ролях: Джон Лоун, Джоан Чэнь, Питер О'Тул.
Масштабнейший, хотя и не самый лучший проект величайшего итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи. Почти четырехчасовой (в расширенной версии) байопик неспешно повествует о судьбе последнего китайского императора — Пу И. Сызмальства ему рассказывали о божественном происхождении, а потом в дело вмешались реалии XX века, перекроившие историю, континенты и миллиарды судеб.
Невероятно красивое кино, которое, наверное, сегодня снять невозможно. Для его создания объединились кинематографисты из четырех стран, а в качестве консультанта выступил брат Пу И. И все это при том, что бюджет «Последнего императора» не такой уж большой — всего-то около $50 нынешних миллионов с учетом инфляции. Копейки на фоне современных пустышек от «Диснея», на съемки которых тратится далеко за $100 миллионов.
Старания команды Бернардо Бертолуччи оценили по достоинству. Фильм претендовал на награды в девяти номинациях и одержал победу во всех, включая «Лучший режиссер» и «Лучший фильм». Настоятельно рекомендуем к просмотру — такое кино уже не снимают.
«Жижи» (1958 год, 9 «Оскаров»)
Режиссер: Винсент Миннелли.
В ролях: Лесли Карон, Морис Шевалье, Луи Журдан.
Никогда не слышали о таком фильме со странным названием? А ведь «Жижи» считается одним из лучших американских фильмов и даже включен в списки важнейших культурно-исторических явлений! Любопытно, что при этом действия картины происходят в Париже начала XX века.
Здесь много ярких нарядов, великосветских бесед, озорных музыкальных номеров и любовных интрижек. Жижи — девочка-подросток, этакая пацанка, которая никак не хочет принимать правила этикета французской элиты. Но однажды девочка вырастет, из гадкого утенка миру явится прекрасный лебедь, которого немедленно заберет к себе в замок принц на белом коне. В общем, простейшая, если не сказать примитивная, история в шикарном антураже.
«Жижи» тоже завоевал девять «Оскаров» в девяти номинациях. Это при том, что в том же 1958 году вышли такие шедевры, как «Кошка на раскаленной крыше» Ричарда Брукса и «Головокружение» Альфреда Хичкока. Последний, к слову, вообще не получил ни одной награды. Так что даже полвека назад «Оскар» был «не совсем торт».
«Английский пациент» (1996 год, 9 «Оскаров»)
Режиссер: Энтони Мингелла.
В ролях: Рэйф Файнс, Кристин Скотт Томас, Жюльет Бинош, Колин Ферт, Уиллем Дефо.
В 1997 году этот фильм оккупировал аж двенадцать номинаций! Победа досталась в девяти из них, однако и это выдающийся показатель, который позволил «Английскому пациенту» занять почетное пятое место в списке самых награждаемых «Оскаром» лент.
История фильма базируется на одноименном романе Майкла Ондатже, за который писатель даже получил Букеровскую премию. Действия происходят во время Второй мировой войны. В Африке немецкие солдаты сбивают двухместный самолет, в котором летели мужчина и женщина. Парня спасает местное племя. Он, правда, ничего не помнит о себе и получает прозвище «английский пациент». Но однажды мужчина все вспомнит — и любовь, и предательство, и свою волю к жизни.
Скажу откровенно, я эту мелодраматичную тянучку в свое время до конца досмотреть так и не смог. Возможно, в силу юного возраста, однако и позднее желания пересмотреть «Английского пациента» не возникло. В личном зачете того года намного больше запомнились «Фарго» братьев Коэнов и «На игле» Дэнни Бойла.
«Вестсайдская история» (1961 год, 10 «Оскаров»)
Режиссеры: Роберт Уайз, Джером Роббинс.
В ролях: Натали Вуд, Ричард Беймер, Джордж Чакирис, Рита Морено.
Киноакадемики очень любят мюзиклы. Нет, даже ОЧЕНЬ. «Вестсайдская история» — единственный фильм в истории кино, у которого есть десять статуэток главной премии года. И да, это мюзикл. Более того, по признанию кинокритиков он расположился на втором месте в списке лучших мюзиклов всех времен (первое досталось «Поющим под дождем»).
В случае с музыкальными картинами такого рода описывать сюжет — занятие неблагодарное. Все равно, что всерьез пытаться вникнуть в перипетии балетной постановки. Достаточно сказать, что «Вестсайдская история» базируется на классической истории Ромео и Джульетты, которую перенесли в Америку середины 1950-х годов. Вместо Монтекки и Капулетти здесь в любовь играют потомок белых эмигрантов и пуэрториканка.
В 1957 году «Вестсайдская история» дебютировала на Бродвее. После оглушительного успеха постановки ее решили перенести на большой экран. Получилось настолько хорошо, что фильм присутствовал в 11 номинациях — не досталась только награда за адаптированный сценарий.
«Властелин колец: Возвращение Короля» (2003 год, 11 «Оскаров»)
Режиссер: Питер Джексон.
В ролях: Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Шон Остин, Орландо Блум, Иэн МакКеллен.
Тройку лидеров, у которых в закромах по 11 статуэток, открывает эпическое фэнтези от Питера Джексона. Последняя часть трилогии была представлена в 11 номинациях, и мало кто рассчитывал, что она возьмет награды во всех категориях. А фильм взял и смог!
Впрочем, это заслуга не столько третьей части, сколько всей трилогии целиком. «Властелин колец» снимался одновременно как один фильм, который пришлось разделить ради проката. Согласитесь, вряд ли хоть кто-то за раз досидел бы до финальных титров на киносеансе продолжительностью десять часов. На счету «Возвращения Короля» огромное количество рекордов, но самое главное в нем то, что это по-настоящему достойная экранизация книг Джона Р. Р. Толкина, что бы там ни говорили отъявленные фанаты.
Пожалуй, триумф «Возвращения Короля» на церемонии 2004 года мне запомнился как один из самых справедливых. Перед нами тот редкий случай, когда сошлись вкусы как обычных зрителей, так и часто закомплексованных критиков. Удивительно, ведь сражаться творению Питера Джексона пришлось с намного более форматными для «Оскара» лентами вроде «Холодной горы» и «Хозяина морей».
«Бен-Гур» (1959 год, 11 «Оскаров»)
Режиссер: Уильям Уайлер.
В ролях: Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит, Стивен Бойд.
На втором месте — первый в истории кино фильм, которому достались 11 «Оскаров». В следующий раз его рекорд повторят почти спустя 40 лет! «Бен-Гур» победил практически во всех номинациях, уступив лишь, как и в случае с «Вестсайдской историей», в категории «Лучший адаптивный сценарий».
Действия эпичного кинополотна разворачиваются в начале новой эры, во время тотального господства Римской империи. Сюжет завязан на персоне Иуды Бен-Гура. Некогда богатый гражданин Иудеи из-за идеологических разногласий становится рабом, завоевывает расположение римского консула, возвращается на родину и немножечко мстит.
У «Бен-Гура» очень интересная история создания. Фильм должен был спасти от банкротства студию MGM, которая вложила в него практически все свои деньги. Однако первое время сборы были настолько вялыми, что в светлое будущее MGM никто не верил. Но в конце концов народ разогрелся и повалил в кино, оттянув банкротство студии почти на 50 лет. Немалую роль в продвижении ленты сыграл ее «оскарный» триумф.
«Титаник» (1997 год, 11 «Оскаров»)
Режиссер: Джеймс Кэмерон.
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн.
Именно сопливой и очень трогательной истории нищего художника и молоденькой Розы суждено было стать самым награждаемым в истории «Оскара» фильмом. По количеству статуэток лента не превосходит «Возвращение Короля» и «Бен-Гура», однако у картины Джеймса Кэмерона больше номинаций — 14 вместо 11 и 12 соответственно. Прошло два десятка лет, а одолеть «Титаник» так и не смогли.
Об этом фильме снято много документальных картин, написано много книг и даже спето несколько песен. Культурное явление, повлиявшее как на кинематограф, так и на общественно-культурную жизнь целых народов. Почему? Сложно сказать однозначно, но явно не последнюю роль сыграло стремление Джеймса Кэмерона доводить свое дело до совершенства. Надо потратить год на создание компьютерной версии корабля? Надо значит надо. Не обойтись без погружения к настоящему «Титанику»? Так тому и быть.
Кто бы что ни говорил, но в 1998 году достойных «Титаника» претендентов на главную кинонаграду не существовало. «Секреты Лос-Анджелеса», «Умница Уилл Хантинг», «Лучше не бывает» — картины хорошие, но объективно шансов у них не было. Жаль только, что для 21-летней Кейт Уинслет академики пожалели «Оскара». А вот бедняга Лео в тот раз даже не номинировался — статуэтка за лучшую мужскую роль ушла Джеку Николсону из «Лучше не бывает».
Читайте также:
Читайте также
Последние новости