Первая половина 2019 года насторожила. Где-то в августе стало страшно: если срочно ничего не изменится, то вместо рейтинга из 10 лучших фильмов года придется обойтись тремя, максимум четырьмя картинами. Но потом все встало на свои места. В уходящем году вышло очень много хорошего кино. Расскажем о лентах, которые ни в коем случае нельзя пропускать.
Всех героев сегодняшней статьи наградили особыми номинациями. При этом фильмы располагаются именно по ранговой схеме, то есть чем ближе к первой позиции, тем больше картина нас впечатлила. Отметим, что рейтинг основан на личном опыте автора и наверняка не совпадет со вкусами всех читателей.
Режиссер: Йоргос Лантимос.
В ролях: Оливия Колман, Рэйчел Вайс, Эмма Стоун, Николас Холт.
Фильм 2018 года выпуска, но до нас добравшийся в самом начале этого. Один из основных претендентов на множество «Оскаров», но, правда, довольствовавшийся только одной наградой — за лучшую женскую роль. Оливия Колман в роли британской королевы Анны и правда бесподобна. Пожалуй, в этом году это был один из немногих «Оскаров», за который не было стыдно.
Впрочем, здесь есть на что посмотреть и помимо актерской игры Оливии Колман. Особенно «Фаворитка» придется по вкусу любителям неспешных исторических картин, в которых большое внимание уделяется не столько событиям, сколько воссозданию духа эпохи. Шикарные платья, декорации плюс удерживающий зрителя в напряжении небанальный сценарий — вот и все ингредиенты для одного из лучших фильмов года. Увы, рецепт хоть и простой, но по силам немногим.
К таким немногим относится греческий режиссер Йоргос Лантимос. До «Фаворитки» он снискал славу новатора у поклонников авторского кино с помощью картин «Клык» и «Лобстер». Пожалуй, среди остальных его работ «Фаворитка» самая простая для восприятия, но и самая талантливая.
Режиссер: Мартин Скорсезе.
В ролях: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши, Анна Пэкуин.
Об этом фильме мы все сказали еще в рецензии. Если не читали, то лишь упомянем, что там что ни слово — восторг и восклицание. Потому что «Ирландец» — это пример старого доброго настоящего кино, которое, оказывается, так давно не снимали в Голливуде. Старички показали, что еще на многое способны, пусть порой и с помощью компьютерной графики.
Сюжет фильма базируется на книге Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома». Автор в свое время долго общался с мафиози Фрэнком Шираном, который был выходцем из семьи ирландца (отсюда и взялось соответствующее прозвище), связался с гангстерами и стал их боевой машиной для убийства конкурентов. Вот кино как раз об этом парне и его окружении.
«Ирландец» — безупречно снятое эпическое кинополотно практически без недостатков. Придраться можно только к игре Роберта Де Ниро, но делать этого не хочется. Потому что это кощунственно. Определенно, одна из самых ярких звездочек на небосводе кинематографа.
Режиссер: Ари Астер.
В ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен.
Ари Астер — лучшее, что случалось с жанром ужасов по крайней мере в XXI веке. В прошлом году мы уже отмечали его «Реинкарнацию». И вот совершенно другой по настроению фильм ужасов — и снова лучший. Очередной глоток свежего воздуха не только на фоне бесконечных «Астралов» и тому подобного, но даже по сравнению с прошлогодним Ари Астером.
В «Солнцестоянии» практически нет темных сцен. Наоборот, большинство действий происходит под жарким ослепляющим солнцем шведского хутора. Сюда в надежде обрести прежние романтические чувства друг к другу приезжают Дани и Кристиан. Ребят вместе с их друзьями встречают благочестивые бабушки в белоснежных передниках и умудренные старцы с венками на головах. Но все это лишь фасад, за которым скрывается отборное безумие.
Как обычно у Ари Астера, картина не так проста, как может показаться на первый взгляд. У «Солнцестояния» есть не совсем очевидное второе дно, высказывание о природе человеческих отношений и их вечной проблематике. Но достаточно и первого плана с гипнотическо-трешовым аудиовизуальным трипом. «Такого вы еще не видели» — высказывание, вполне подходящее для «Солнцестояния».
Режиссер: Ноа Баумбак.
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Адам Драйвер, Рэй Лиотта, Лора Дерн.
В этом году какое-то невообразимое количество фильмов с титаническими актерскими работами. Причем если от некоторых ждешь подвига, то другие преподносят сюрприз. Скарлетт Йоханссон — как раз из таких приятных сюрпризов. Замечательная актриса, но в «Брачной истории» поднялась на, казалось бы, недосягаемый уровень.
Фильм рассказывает историю двух супругов, которые решили развестись. Оба — хорошие люди, но у каждого накопились претензии друг к другу. Чарли и Николь не скандалят и не мечутся в шекспировских страстях. Да, им горько, и они сильно переживают, но твердо намерены разойтись тихо и полюбовно. Все к тому шло, пока в дело не вмешались адвокаты.
«Брачная история» — в первую очередь кино для тех, кто когда-либо сам переживал разрыв отношений. Но если вас минула эта участь, смотреть все равно нужно. Хотя бы ради актерских работ Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера. Часто, упоминая игру актеров, говорят «между ними нет/есть химия». Так вот, эти двое наглядно показывают, что такое «химия». Настоящее искусство!
Режиссер: Джулиан Шнабель.
В ролях: Уиллем Дефо, Руперт Френд, Оскар Айзек.
Уиллем Дефо похож на вино — чем старше становится, тем «вкуснее» у него роли. В «Маяке», о котором поговорим ниже, его игра — это что-то с чем-то. В «Ван Гоге» он совсем другой, но все такой же потрясающий. Вообще, мировая премьера «На пороге вечности» состоялась еще в 2018 году, но до нас это кино дошло в феврале 2019-го, прямо как «Фаворитка».
«Ван Гог. На пороге вечности» — это эстетически безупречная дань памяти великому художнику, которому так повезло с посмертным интересом к его персоне. Годом ранее был не менее замечательный международный проект «С любовью, Винсент», и вот еще одно талантливое кино. Вышло так, как, наверное, снял бы сам Ван Гог, если бы родился в наше время и стал режиссером.
Под конец года у «Ван Гога» появился сильный конкурент — проект от Netflix «Два Папы». Очень сильное кино разговорного жанра, в котором поднимаются темы веры, добра и зла. Удивительно, но от того, как два пожилых человека разговаривают на протяжении двух часов, не оторвать глаз! И все же нелегким волевым решением оставили на шестом месте «На пороге вечности».
Режиссер: Квентин Тарантино.
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби, Эмиль Хирш.
Что бы ни снял Квентин Тарантино, почти наверняка это будет кино, которе не стыдно включать в любые рейтинги лучших из лучших. «Однажды в… Голливуде» не исключение. Но все-таки это кино с изюминкой, потому что фирменный почерк мастера хоть и узнается, однако многих фильм удивил, причем не обязательно приятно.
«Однажды в… Голливуде» — «кино в кино» и дань уважения Голливуду 1960-х. Здесь практически нет того, за что многие любят Тарантино — немотивированной агрессии и литров крови. Зато есть уютная атмосфера середины прошлого века и несколько сюжетных линий. Фактически режиссер подарил нам две картины вместо одной!
Это фильм — самая мякоть голливудского кинематографа, отличный фильм, пусть не лучший в портфолио Квентина Тарантино. Но еще когда мы его смотрели летом, знали, что он обязательно попадет в итоговый рейтинг.
Режиссер: Роберт Эггерс.
В ролях: Уиллем Дефо, Роберт Паттинсон.
Представьте, что вы очутились в Америке 1920-х годов. Зашли в кинотеатр и смотрите фильм. Разумеется, черно-белый и с квадратным кадром, но — о чудо! — со звуком. С экрана трескучим голосом прожженного моряка рассказывает морские небылицы бородатый старик с хитрым прищуром. Его слушает молодой помощник, прибывший на микроскопический скалистый остров помогать старику присматривать за маяком.
Это одна сторона «Маяка» — прекрасная стилизация под кино столетней давности. Порой на экране все оттенки черного занимают 90% кадра, и это чертовски классные кадры! Но есть и другая сторона — психологическая. Что происходит с мозгами двух мужиков, фактически запертых друг с другом на малюсенькой площади? Может, лучше этого и не знать…
«Маяк» не стесняется цитировать классиков кинематографа и литературы. Здесь есть и отголоски Хемингуэя, и намеки на Лавкрафта, и очень большая доза Хичкока. Неожиданный, непростой и удивительный опыт, который не должен пропускать человек, любящий не только массовое кино.
Режиссер: Жереми Клапен.
В лаборатории «приходит в себя» отрезанная рука. Мимо глаз, легких и печени рука вскарабкалась на скелет, прошуршала по полке мимо подозрительного человека и, хорошенько разбежавшись, сиганула в приоткрытую форточку. На волю, на поиски остального тела, через борьбу с голубями, крысами и даже зонтиком.
Бредово звучащий сюжет на самом деле есть опять-таки многогранная (как и многие наши победители) история. Жереми Клапен трогательно рассказывает о памяти и детстве, о важности тактильных ощущений, о довлеющем над человеком прошлом и тревожном будущем, об утрате и стремлении найти себя. А еще совсем немножко, но очень поэтично — о любви.
«Я потеряла свое тело» — абсолютно нестандартный эксперимент, резко выделяющийся на фоне диснеевских приторных мультиков, приближающийся к японским аниме, но сохраняющий свое лицо. Доказательство того, что европейская анимация все-таки жива. Спасибо, Netflix.
Режиссер: Пон Джун-хо.
В ролях: Сон Кан-хо, Ли Сон-гюн, Чо Ё-джон.
Азиатское кино в целом и корейское в частности почти всегда неподготовленного зрителя словно в холодную воду окунает. Но «Паразиты» даже при сравнении с родичами и даже для повидавшего всякое киноэстета открываются с неожиданной стороны. Причем по мере просмотра — несколько раз.
За двухчасовой хронометраж «Паразиты» успевают побывать комедией, жутким триллером, мелодрамой, социальной сатирой, Органично связать такой микс в цельное полотно невероятно сложно. Южнокорейский режиссер Пон Джун-хо смог, за что совершенно заслуженно получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
«Паразиты» — как эскарго для гурмана, изысканное кино, которое бывает редко и только по большим праздникам. Кто бы мог подумать, что смотреть за тем, как нищее азиатское семейство потихоньку вытесняет богачей из их особняка, будет так увлекательно.
Режиссер: Тодд Филлипс.
В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц.
Не будем оригинальными и на первое место поставим самое яркое киновпечатление этого года. «Джокер» — редкий пример, когда один фильм деконструирует и переосмысливает целый жанр. Как теперь воспринимать остальные кинокомиксы? Как смотреть бесконечные продолжения в мгновение ока ставших жалкими «Мстителей»?
Фильм вообще какой-то странный и неправильный. Его снял «неправильный» режиссер-комедиограф. Несмотря на основу в виде комиксов, это кино, которое меньше всего напоминает привычные нам кинокомиксы. К тому же перед нами редчайший случай, когда ленту в равной степени с восторгом оценили как профессиональные кинокритики, так и простые зрители. Плюс «Джокер» еще и финансово успешный проект. И это мы ни слова не сказали о потрясающей, волшебной игре Хоакина Феникса!
«Джокер» — лучшее, что случалось с мировым кинематографом, причем не только в этом году. Сильное и темное кино о глубинах человеческого сознания и подсознания. Никакой не авторский манифест, но камерная история больного человека, который долго искал себя. Фильм, который уже вошел в историю мирового кино.
В целом 2019 год выдался на редкость удачным для фильмов. Пожалуй, впервые не пришлось с миру по нитке собирать десятку лучших из лучших. Наоборот, много очень хороших картин в рейтинг не поместились. Просто потому, что было много фильмов еще круче. Но и они вполне относятся к лентам, «которые нельзя пропускать».
Например, «Достать ножи» — лучший сплав комедии и детектива за последние несколько лет, а «Боль и славу» просто обязан посмотреть каждый поклонник Педро Альмодовара. «Искусство самообороны» — определенно самая смешная картина года с потрясающими абсурдистскими диалогами. «Оленья кожа» и «Маленькое красное платье» — два разных, но предельно талантливых высказывания об обществе потребления. Разговорный фильм «Два Папы» уже упоминали — его тоже надо смотреть и слушать.
Также несколько потенциально крутых и снятых в 2019 году фильмов не попали в рейтинг, потому что еще не вышли на отечественных киноэкранах. Среди таких потенциальных хитов — «Неограненные драгоценности», «Маленькие женщины», «Прекрасный день по соседству» и «1917». Что ж, зато у них есть все шансы попасть в итоговый рейтинг следующего, 2020 года.
И не забывайте, что составленный рейтинг, как практически любой другой топ, носит субъективный характер. В комментариях делитесь своими списками фильмов, которые больше всего впечатлили вас в 2019 году.
Читайте также
Последние новости