Начало уходящего года всего за пару недель изменило практически все, к чему мы привыкли. Вспомните прошлый декабрь: бесполезная трата времени (как сейчас оказалось) на поездки до офиса и обратно, ожидание в очередях, блуждание по магазинам «просто посмотреть, что там есть». Как будто тогда, год назад, не было онлайн-доставок, Zoom с Google Hangouts и рынка e-commerce. Но только подзатыльник в виде COVID-19 убедил быстро и практически всех переехать жить в онлайн. И выяснилось, что новая реальность совсем не такая удручающая, как казалось изначально. Мы собрали все, что пандемия уже начала менять и что с вероятностью 99% закрепится как норма.
Переход на удаленку показал удивительные вещи: копипастные обещания «печенек и уютного офиса с молодым амбициозным коллективом» в вакансиях, в общем-то, не так уж и ценны. Ведь есть домашняя тишина, экономия времени на поездках до офиса или обратно, а также возможность заниматься домашними делами совсем не в ущерб работе: к примеру, сделать беглую уборку во время обеденного перерыва или забросить вещи в стиральную машину. Все это на первый взгляд перевешивает плюсы работы из офиса, но обнажает ряд других проблем.
Первая из них — страшное слово прокрастинация. Звучит как будто неизлечимая болезнь, и в философском смысле лень действительно можно считать недугом. При работе в коллективе ответственность перед коллегами так или иначе присутствует: видишь, что другие заняты делами — значит, и сам должен трудиться. На удаленке же давления становится меньше, и на первый план выходит самоорганизация: способен ли ты пересилить себя и «прийти на работу» (читай: включить ноутбук) ровно к началу дня.
HR-руководители крупных белорусских компаний отмечали: в первое время после перехода на дистанционную работу наблюдалось снижение продуктивности. При этом катастрофы не произошло: работоспособность быстро вышла на прежний уровень, а где-то даже могла повыситься. Все же другие условия — это не только стресс, но еще и банальный интерес для людей, желание попробовать себя в новых условиях. Точно как впервые за два года выбрать другой маршрут для поездки на работу.
Вторая проблема — дом, который, как правило, ассоциируется с уютом, защитой и свободной от стресса территорией, вдруг превратился в место, где эти самые проблемы и нервозность очень даже возможны. Советы психологов в духе «оставьте рабочие проблемы за порогом» вмиг потеряли актуальность: ведь сама работа происходит дома. Теперь смена обстановки — это не уехать из офиса домой, а открыть YouTube вместо какого-нибудь Google Sheets. Границы пространств размылись, и даже просто находиться в одном пространстве постоянно становится тяжело: все дела, личные и рабочие, ужались до десятков (кому повезло — сотен) квадратных метров.
Наконец, некоторые семьянины обнаружили, что постоянное присутствие вроде как близких людей может слегка выводить из равновесия и мешать работе. Иногда это приводит к серьезным последствиям: по данным Всемирной организации здравоохранения, за время карантина уровень домашнего насилия подскочил в среднем на 20%. Ситуация тревожная, и выхода на данный момент не видно: пока люди находятся в одном пространстве, конфликты будут временами происходить.
Проблемы общения в одном коллективе при замкнутом пространстве известны даже среди профессионалов — астронавтов, подводников. Причем эти люди психологически устойчивы и подготовлены к стрессовым ситуациям, могут при первых признаках конфликта потушить его. В обычных же семьях встречаются партнеры не столь сдержанные, к тому же в наших реалиях обращение к психологам все еще неверно воспринимается в социуме.
Помимо этого, карантин пошатнул социальный барьер в виде трезвости. Британская благотворительная организация British Liver Trust отметила, что за время пандемии стала получать на 500% больше звонков от людей, которым нужна помощь в лечении алкогольной зависимости. Издание BBC опубликовало несколько историй, которые, в общем-то, похожи: возможность удаленной работы привела к тому, что «каждый день стал пятницей», как сказал один из обратившихся в организацию, — никто не видит, в каком ты состоянии работаешь и работаешь ли вообще. Получить больничный во время пандемии было не проблема: достаточно позвонить врачу и описать известные симптомы.
Алкоголизм прогрессировал у людей крайне быстро: по словам специалистов British Liver Trust, некоторые пациенты превращались в по-настоящему зависимых от выпивки людей всего за пару недель. Причина — как раз отсутствие «стопоров» в виде необходимости приезжать на работу и быть на глазах других людей. Притом что раньше у больных не было склонности к алкоголизму.
Что будет происходить дальше — пока неясно. Остается надеяться, что эффект новизны от карантина прошел и выработанные навыки для удаленной работы помогут людям сохранять самообладание в будущем.
Рынок цифрового образования за этот год вырос на рекордные 36% и теперь оценивается в $499 млрд. Преимущества онлайн-образования очевидны: нет привязки к географии, порой ниже стоимость (школам не нужно тратиться на аренду помещений), возможность осваивать буквально что угодно — ведь курсы доступны из любой точки мира.
Учебные заведения без особой боли перешли на дистанционное обучение. Можно допустить, что эффективность занятий снизилась, а некоторые навыки постепенно вытесняются — скажем, умение писать от руки. Но за последние лет десять нужно еще вспомнить ситуацию, при которой среднестатистическому человеку требовалось много писать ручкой. Навык видится рудиментом, и пусть не в этом, так в следующем веке ручки могут оказаться в музеях (естественно, виртуальных) с пояснением: «Вплоть до XXI века люди сохраняли свои мысли и знания на бумаге с помощью палочек, из которых вытекала густая паста. Резервные копии приходилось делать вручную».
Причем, как выяснилось, даже консервативные государственные учреждения образования могут вполне себе быстро адаптироваться под новые условия. Просто нужно было поставить их перед необходимостью, а не дожидаться инициативы.
Сервисы доставки еды и продуктов стали в прямом смысле спасителями во время пандемии. Человек, загремевший на самоизоляцию, оказывается перед выбором: либо напрягать друзей и знакомых просьбой купить продукты, привезти их и оставить под дверью (контактировать-то нельзя), либо обращаться в доставку. Конечно, логичнее выбирать второй вариант. Еще с весны приложения сервисов доставок начали скачивать гораздо активнее, количество заказов взлетело. Даже в Минске сервис «Е-доставка» в середине марта не справлялся с обработкой заказов, что уж говорить о более крупных рынках.
Заодно доставка помогла выжить кафе с барами и ресторанами: конечно, в заведения мы ходим еще и за атмосферой, а не только потому, что хотим есть. Но в текущих реалиях, когда любимые рестораны закрываются один за другим, работа навынос существенно помогла им. Тренд доставки и работы только навынос явно закрепится. Кто знает: возможно, станут популярны заведения с «серьезной» едой, не фастфудом, которые будут работать только по модели доставки.
Да и вообще: пандемия отчетливо показала, что к комфорту привыкаешь крайне быстро. Сейчас одна только мысль большой закупки в гипермаркете вызывает отторжение: зачем терять столько времени? Вдруг там заразишься коронавирусом? А что, пакеты потом самому домой тащить? В каком-то смысле это, конечно, лень и несерьезные проблемы. Но с другой: зачем делать рутинную операцию, когда можно потратить время на что-то более полезное? В конце концов, сколько книг не прочитано, фильмов не посмотрено и курсов не пройдено из-за бессмысленных занятий вроде блуждания по торговым рядам и стояния в очередях.
Карантин привел к резкому снижению спроса на предметы гардероба, и индустрию моды называют одной из наиболее пострадавших от коронавируса. Это привело не только к банкротству некоторых брендов, но и потянуло сами фабрики по производству. В одном только Бангладеш работу потеряли более миллиона человек, занятых на фабриках одежды.
Помимо этого, изменилась и сама мода. Понятно, что она по определению изменчива, но ненужными оказались вещи, которые всегда были в ходу: например, деловые костюмы. Кризис не выдержала даже Brooks Brothers — компания с 202-летней историей, чьи костюмы носили сорок президентов США.
Карантин если и не окончательно упразднил дресс-код, то привел к значительным поблажкам. А домашняя одежда — это не то, что красиво, а что удобно. С очевидным закреплением удаленного формата работы во многих сферах можно предположить, что в обозримом будущем строгие костюмы и галстуки будут требовать только на школьных выпускных.
Рост показателей у стриминговых сервисов и издателей игр — это стало понятно еще весной, к тому же индустрия хорошо себя чувствовала и без пандемии. Намного интереснее ситуация с кинематографом и концертами.
Уходящий год стал одним из самых бедных на кинопремьеры: с ходу можно вспомнить разве что «Довод» Кристофера Нолана. А ведь изначально в этом году обещали «Дюну», «Не время умирать» и другие громкие вещи, причем, по сути, они уже полностью готовы к релизу. Но тот же «Довод» стал обидной ошибкой: ленту выпускали, чтобы прощупать рынок, а фильм провалился в прокате. И несмотря на всю неоднозначность картины, слабые кассовые сборы — едва ли вина режиссера. Просто время оказалось действительно неподходящим. Лента Нолана стала сигналом для остальных студий: если уж лощеный «Довод» со звездным составом не вытянул зрителя в кинотеатр, то другие фильмы точно нужно переносить.
Пандемия привела к партнерствам и новостям, которые раньше казались невозможны. Посмотреть дома распиаренный блокбастер в день мировой премьеры? Раньше такое могла позволить себе только Netflix, но там были фильмы собственного производства, которые в широкий прокат и не выходили («Ирландец», например). А теперь — Warner Bros. становится партнером HBO, и семнадцать фильмов будут доступны на HBO Max целый месяц с момента выхода. Среди таких фильмов — «Матрица 4», «Дюна», «Мортал Комбат» и еще несколько весьма ожидаемых лент.
При этом сомнительно, что кинотеатры погибнут. Они выжили даже в эпохи видеокассет, DVD и Blu-Ray — правда, там как раз помогал сильный временной разрыв между премьерой в кинотеатре и релизом на носителях, но все же. Сейчас этот «лаг» уже начинает сокращаться: в США вместо 70 дней период урезали всего до 17. Таким образом студии планируют компенсировать малые сборы в кинотеатрах.
Другая индустрия с непонятным будущим — концерты. Этой осенью в российском шоу-бизнесе произошел скандал. Артисты (в основном эстрадные) разделились на два лагеря. Валерий Меладзе предложил устроить бойкот новогодним передачам, потому как проводить концерты им запретили, а это все же основной заработок певцов. Коллеги его не особо поддержали: мол, сейчас многим тяжело, и хватает куда более бедных людей. Но что интересно: есть артисты, которые адаптировались под новые условия либо изначально выступали в другой нише. И у них как раз полный порядок: посмотрите хотя бы (хотя лучше не надо) на Моргенштерна — артисту никакой коронавирус не мешает занимать первые строки чартов и собирать миллионы просмотров на YouTube.
Более того, концерты не исчезли полностью. Встречается такой формат: исполнители просто выступают из дома или снимают площадку и стримят на платформы. Монетизация — или донаты, или продажа билетов на выступление, которое потом уже не посмотреть (записи таких стримов обычно удаляют по требованию правообладателей). Вот вполне себе живые концерты без риска для здоровья. Хотя, конечно, это сублимация.
Пусть пандемия еще не закончилась, да и неизвестно, когда она завершится, уже совершенно ясно: все вокруг не просто будет другим, оно уже таковым стало. Остается лишь привыкать к новому, пока еще дивному миру.
Читайте также:
Читайте также
Последние новости