В эти дни Минск принимает конференцию ProductSense, на которой предприниматели и специалисты IT-отрасли рассказывают о разных аспектах создания и развития продуктовой компании. Так, основатель и исполнительный директор стартапа в сфере женского здоровья Flo Дмитрий Гурский посвятил выступление главному: что делать, когда есть идея, но нет денег?
Основная мысль Дмитрия — методы привлечения денег должны быть разными на разных этапах. К примеру, на начальной стадии бессмысленно соваться к венчурным фондам: во-первых, там не поймут, с чего вдруг новички сразу хотят суммы с большим количеством нолей, во-вторых, с большой вероятностью они просто не ответят на «холодное» сообщение от неизвестной команды. Поэтому выбор большинства стартапов на ранней стадии развития — растить компанию на собственные деньги или обращаться к бизнес-ангелам.
Первый вариант зачастую не подходит потому, что средств у основателей проекта нет, равно как и ценного имущества типа недвижимости. Так становится ясно, что нужно идти к бизнес-ангелам. Как правило, они вкладывают собственные деньги и понимают, что могут больше их не увидеть. Это, кстати, важный момент: Дмитрий подчеркнул, что лучше всего искать человека из IT-сферы — он хорошо знает особенности отрасли и подсобит не только деньгами, но еще и советами. Следовательно, нужно искать подходящих знакомых и обращаться к ним: например, ангелом может выступить бывший работодатель. К примеру, первая инвестиция в Flo была от тогдашних основателей IT-компании Apalon — они были знакомы с Дмитрием и понимали, кому и зачем передают деньги.
Интересно, что у бизнес-ангелов мотивация вкладывать свои средства в стартап далеко не всегда завязана на личной выгоде. Основатель Flo говорит, что некоторые предприниматели начинают скучать от стабильности: мол, фирма развивается, все хорошо, денег хватает, и появляется тяга к авантюризму — как сами когда-то рисковали, создавая компании, так и сейчас есть желание помочь молодым. Поднять средства на начальном этапе в таком случае несоизмеримо проще по сравнению с венчурными фондами, уверен Дмитрий.
Доказательство — статистка: за 21 год (с 1989-го по 2010-й) в США создано 12,9 миллиона фирм. Венчурный капитал профинансировал только 23,7 тысячи из них. Это лишь 0,18%. Все дело в том, что венчурные фонды работают по другой модели: их интересует только рост стартапа в десять (а лучше больше) раз. Если основатели проекта не могут доступно объяснить, каким образом они сделают x10, шанс получить венчурную инвестицию стремится к нулю.
Хорошая новость в том, что венчурный капитал не всегда и нужен. Дмитрий советует очень аккуратно выбирать такой способ привлечения средств, потому как «венчурный капитал был создан венчурными капиталистами и он абсолютно несправедлив к фаундерам». Причина в том, что инвестор давит на агрессивный рост компании, что повышает риски. К тому же доля основателей постепенно размывается: если обычно на старте это 100%, то к моменту экзита — 15% на всех. Более того, когда основатели не растят компанию требуемыми темпами, от них могут просто избавиться.
Что касается дележки денег между сооснователями, то Дмитрий считает, что лучше ставить вопрос иначе: «Как делить убытки?» Часто один или несколько сооснователей откалываются от проекта, но вроде как сохраняют за собой долю. Дабы избежать неприятных ситуаций, глава Flo рекомендует обсудить в команде максимум возможных вариантов, чтобы ни у кого потом не возникло недопониманий.
Читайте также
Последние новости