Брюс Уиллис больше известен как герой боевиков благодаря славе, заработанной еще в конце 80-х и 90-х годах. Но в отличие от многих других экшен-актеров того периода, жанровая палитра фильмов Брюса куда шире. Он успел сняться и в комедиях, и в драмах. И кажется, что к своим 64 годам стал только крепче.
Брюс Уиллис родился в 1955 году в Германии в семье немки и американского солдата. Но прожил там он совсем недолго. Уже спустя два года после увольнения отца из армии семья переехала в небольшой городок в американском штате Нью-Джерси. В школе Уиллис поступил в драмкружок, который помог ему справиться с заиканием. Харизма будущего актера позволила ему уже в старшей школе стать президентом студенческого совета.
По окончании учебы он успел поработать в охране атомной электростанции и частным сыщиком, окончить актерский класс университета и переехать в Нью-Йорк, где для него нашлась работа барменом.
Естественно, ни о каких крупных ролях в начале своей карьеры Брюс и не помышлял, а на съемочную площадку попадал лишь в качестве статиста. В фильме «Первый смертный грех» (1980) Фрэнк Синатра выходит из кафе, пересекаясь со входящим Уиллисом, чьего лица даже толком и рассмотреть нельзя: бoльшую его часть закрывает кепка, и только самые преданные фанаты могут разглядеть в очертаниях подбородка будущую звезду.
В фильме «Вердикт» (1982) Брюс сидит в зале суда в правой верхней части кадра, особо даже не шевелясь.
Ждать годами следующей эпизодической роли Брюс не собирался, а потому покидает «большое яблоко» и отправляется в Калифорнию, где сосредоточены основные мощности американской киноиндустрии. Но в кино в следующий раз он появится лишь спустя пять лет. А до этого успеет исполнить заметные роли в эпизодах сериалов «Полиция Майами» (1984) и «Сумеречная зона» (1985). В последнем он по сути открыл реинкарнацию культового американского сериала, выходившего двумя десятилетиями ранее. Однажды герой Уиллиса по ошибке звонит из бара к себе домой и слышит свой собственный голос — отличный первый эпизод отличного сериала.
Навыки частного сыщика пригодились актеру в том же году, когда он успешно прошел прослушивание на главную роль в сериале «Детективное агентство „Лунный свет“» (1985—1989). Детективная линия в этом сериале часто отсутствовала, а на первый план выходили драматические и комичные ситуации. Возможно, именно в этом сериале было заложено амплуа Уиллиса как героя боевиков с улыбкой. В дальнейшем в его карьере этот легкий налет юмора будет присутствовать практически всегда. И первое признание критиков Уиллис получил именно за роль сыщика Дэвида Эддисона — «Эмми» в 1987 году.
Но настоящей катапультой в мир большого кино и огромных гонораров стал боевик «Крепкий орешек» (1988) и роль Джона Макклейна. Примечательно, что фильм снят по роману «Ничто не вечно», который является сиквелом романа «Детектив». А по этой книге в 1968 году был снят фильм с Фрэнком Синатрой. Но Синатре уже было за 70 лет, а потому сыграть полицейского средних лет он никак не мог.
На роль в «Крепком орешке» рассматривались и Арнольд Шварценеггер, и Сильвестр Сталлоне, и Харрисон Форд, и Ричард Гир. Но все они отказались от сценария. В успех Уиллиса в этом фильме не особо верилось, так как он был известен скорее как комедийный актер сериала. На первых этапах «Крепкий орешек» рекламировали даже без четкой привязки к главному герою. Тем не менее, студия очень сильно нуждалась в харизматичном герое, а потому за роль Макклейна Брюсу посулили $5 млн. Вместе с Брюсом Уиллисом в голливудском боевике дебютировал Алан Рикман.
Сложные трюки в фильме Брюс исполнял сам. Так, в первый день съемок он после взрыва прыгал с крыши паркинга. Почему финальную сцену снимали в первый день? Продюсеры не хотели переснимать весь фильм в случае гибели актера.
В следующие 25 лет Уиллис снялся еще в четырех фильмах в роли Джон Макклейна, и все они были успешны в кинопрокате.
Дважды подарив свой голос ребенку в фильмах «Уж кто бы говорил» (1989) и «Уж кто бы говорил 2» (1990), снявшись в «Крепком орешке 2» (1990), актер получил и два коммерческих провала. Драматическая комедия «Костер тщеславия» (1990) с Томом Хэнксом и «Гудзонский ястреб» (1991). Последний даже удостоился «Золотой малины» как худший фильм того года.
В начале девяностых карьера актера испытывала небольшой спад. «На расстоянии удара» (1993) окупился только в домашнем прокате, а мистический эро-триллер «Цвет ночи» (1994) был разгромлен критиками, зрители в кинотеатры на него также шли неохотно.
В 1994 году Брюс Уиллис играет роль второго плана в «Криминальном чтиве», а затем озвучивает полнометражный мультфильм «Бивис и Баттхед уделывают Америку».
Финансовое положение удалось поправить благодаря третьей части «Крепкого орешка». А вернуть расположение критиков — игрой в антиутопии «12 обезьян» (1995). Терри Гильям сперва скептически относился к Уиллису в качестве главного героя, но все-таки согласился, что он «может сыграть кого-то опасного и и сильного, но в то же время уязвимого».
Перед одной из самых узнаваемых ролей — Корбена Далласа — Брюс отметился в боевике «Герой-одиночка» (1996) про времена «сухого закона» в США и войны бутлегеров.
«Пятый элемент» (1997) разделил критиков. Одни называли его худшим летним блокбастером, другие — «во многом неудачной попыткой европейцев сделать научно-фантастический фильм в американском стиле». Тем не менее это был самый дорогой фильм в истории на тот момент, снятый за пределами США. Француз Люк Бессон запустил его в производство еще в начале 90-х и уже тогда рассматривал Брюса на главную роль. Но из-за чересчур большого предполагаемого бюджета картины всю подготовку пришлось свернуть. Лишь после успеха «Леона» Columbia Pictures согласилась предоставить Бессону $90 млн, которые в прокате отбились сторицей.
В следующие три года на экраны стабильно выходил фильм с Брюсом Уиллисом, который становился классикой. Порой эти картины находятся в совершенно разных жанровых плоскостях.
Снятый Маклом Бэем и технически дырявый «Армагеддон» (1998) принес Брюсу «Золотую малину» в номинации «Худший актер года».
«Завтрак для чемпионов» (1999) и вовсе оказался весьма позорной адаптацией романа Курта Воннегута. Фильм очень быстро сняли с проката. И при $12 млн бюджета в кинотеатрах он успел заработать меньше $200 000.
Реабилитировался он довольно быстро. За «Шестое чувство» (1999) критики расхваливали актерскую работу всего каста и Уиллиса в частности. А дальше неплохая криминальная комедия «Девять ярдов» (2000) и «Неуязвимый» (2000) в декорациях супергеройского комикса.
В начале «нулевых» Уиллиса ждал очередной спад карьеры. Нет, он продолжал сниматься в фильмах и озвучивать мультфильмы, но для киностудий эти фильмы оказывались либо убыточными, либо малоприбыльными. Криминальная комедия «Бандиты» (2001) обладала замечательным актерским составом. Помимо Уиллиса, там были Билли Боб Торнтон и Кейт Бланшетт, но зрителей в кинотеатры на фоне унылой истории они привлечь не смогли.
Драма «Война Харта» (2002) оказалась кассовым провалом, боевик про военный переворот в Нигерии «Слезы солнца» (2003) также не хватал звезд с неба. Комедийный боевик «Девять ярдов 2» тоже принес лишь убытки.
По-настоящему успешным оказался лишь стильный «Город грехов» (2005), где Уиллис отыграл главную роль лишь в одной из частей фильма.
«Счастливое число Слевина» (2006) критикам не понравилось, а вот зрителям пришлось очень даже по вкусу. Это демонстрируют как оценки, так и данные по кассовым сборам. Все-таки от актерского состава, в котором есть Морган Фриман, Бен Кингсли и Брюс Уиллис, сложно было не закайфовать.
То, что зрители до сих пор любят Джона Макклейна и готовы идти на него в кино, продемонстрировал «Крепкий орешек 4.0» (2007), собравший по всему миру больше $380 млн. Создатели фильма постарались отказаться от компьютерной графики, максимально сосредоточившись на живых трюках. Поклонники франшизы разочарованными не оказались.
Уиллису было уже за 50, но притормаживать он даже не собирался. «Суррогаты» (2009), кассово успешный «РЭД» (2010) в компании с Фриманом и Малковичем, камео в «Неудержимых», парочка боевиков для домашнего проката, полноценная роль в «Неудержимых 2» (2012) и «Петля времени» (2012) на пару с Джозефом Гордон-Левиттом. Пускай Уиллис и приближался к шестому десятку, но крепко держался в когорте востребованных голливудских актеров. А зрители по-прежнему любили его остроты и легкий налет комедии во вполне серьезных боевиках.
2013 год был одним из самых кассовых для актера. Тогда вышли пятая часть приключений Джона Макклейна, «РЭД 2» и «G.I. Joe: Бросок кобры 2». Все эти фильмы разом собрали в кинотеатрах больше $800 млрд. Брюс был на коне.
Правда, после неудачи с сиквелом «Города грехов» Уиллис вплотную пересел на фильмы уровня домашнего проката — боевички, которые не претендовали на большие бюджеты и выходили прямиком на DVD или стриминговых платформах.
Игра в фильмах такого уровня на протяжении пяти лет не могла не сказаться на общем уровне требований, которые выдвигал к своей актерской игре актер. Вернувшись в кинотеатры в триллере «Жажда смерти» (2018), Уиллис тут же был номинирован на «Золотую малину» как худший актер года.
Настоящее возвращение в Голливуд состоялось благодаря режиссеру М. Найт Шьямалану, с которым Уиллис уже неоднократно сотрудничал. В компании с Джеймсом Макэвоем и Сэмюэлом Л. Джексоном он снялся в «Стекле» (2019) — третьем фильме фантастической серии «Неуязвимый». И пускай фильм стал кассово успешным, но его уже успели окрестить самым неудачным в карьере режиссера. Ну а в карьере Уиллиса бывали фильмы и похуже.
Читайте также
Последние новости