Следующая новость
Предыдущая новость

Бабник, пьяница и просто весельчак. Какими были создатель «Острова сокровищ» и его мультфильмы

13.06.2019 13:17
Бабник, пьяница и просто весельчак. Какими были создатель «Острова сокровищ» и его мультфильмы

Многие не знали его не то что лично, но даже по имени и фамилии. Такие люди остаются в памяти поколений как создатели чего-то безумно дорогого, оставшегося в далеком детстве, но умудряющегося греть спустя десятилетия. Давид Черкасский ушел из жизни прошлой осенью. Но его капитан Врунгель, доктор Айболит и пират Джон Сильвер остались в памяти десятков миллионов человек.

Давид Янович в своей гражданской жизни, судя по рассказам его друзей, да и его самого, любил весело покутить, выпивку и женщин. В свое время его исключали из комсомола за очередную пьяную выходку: ближе к утру Нового года, когда праздник уже немного подувял, Давид разделся догола и принялся плясать на столе.

О своих кутежах, любовных похождениях и даже венерических заболеваниях, которые Давид Янович скромно называл осколками с первой линии фронта, он вполне откровенно и с юмором рассказывал в интервью.

Достаточно посмотреть его 40-минутный диалог с Дмитрием Гордоном на украинском ТВ середины «нулевых». Там мультипликатор чистосердечно признавался, что большинство слухов о его любовных похождениях — это легенды. Тем не менее с дамами он знакомиться умел: говорил без остановки, с напором, избегая подлежащих.

— Чтобы она понимала русскую речь, но не понимала, что же он хочет. Главное — говорить и так тихо-тихо пододвигать ее к подворотне. У нас же тогда квартир не было. Все самое лучшее происходило в подворотнях.

Режиссер любил жизнь и веселье. Но в первую очередь широкой массе зрителей он запомнится своим искрометным юмором в таких великолепных советских мультфильмах, как «Приключения капитана Врунгеля» или «Остров сокровищ». Без сомнения, золотом фонде советской мультипликации.

Эти мультфильмы отличались совмещением мультипликации и игровых натурных съемок. Что стало отличительным стилем Черкасского. Но об этом попозже.

Путь в мультипликацию

Еще до войны Давид побывал в театре, где показывали мультипликационные фильмы. С тех пор он в них влюбился. Хотя, как каждому еврейскому мальчику, Давиду отец еще в возрасте четырех лет подарил скрипку. Мальчик пробовал на ней пиликать, но ничего не получилось.

Увлекся рисованием, однако поступил в инженерно-строительный институт, после работал в институте «Проектстальконструкция». Но к счастью, в те годы в Киеве открывали отделение анимационных фильмов на базе «Киевнаучфильма», куда Давид и отправился со своими рисунками. По его словам, тогдашний директор «Киевнаучфильма» ничего не понимал в анимации, а потому рисунки ему понравились и Черкасского взяли на работу.

Никакого профильного образования он так и не получил. Киевский мультипликационный цех на неделю направляли в командировку на «Союзмультфильм», но, как признавался сам художник, толку от этого было с гулькин нос. А потому приходилось учиться на практике.

Первое время Черкасский подрабатывал мультипликатором на работах заслуженных режиссеров. Пока в 1965 году не появилась возможность сделать первую собственную картину — «Тайну черного короля». Ничем особо не примечательный 10-минутный мультфильм.

Первой же заметной мультипликацией Черкасского стала «Мистерия Буфф» (1969) по одноименной пьесе Маяковского. Картина оказалась чересчур революционной. Пускай она и была до мозга костей пропитана советским духом, но изобразительные приемы и озвучка напугали чиновников московского Госкино. И картину решили отложить на полку до лучших времен.

«Приключения капитана Врунгеля»

Юмористическую повесть Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» юный Черкасский прочитал еще до войны. И если сама повесть не оставила особого впечатления, то рисунки к ней за авторством Константина Ротова запали художнику в душу навсегда. А потому, когда ему предложили сценарий по этой книжке, Черкасский не раздумывая согласился на экранизацию. Правда, многое в сценарии пришлось доработать: регату и кражу, итальянских мафиози и статую Венеры, например. Но определенно, это были удачные находки.

Как уже отмечалось, в мультфильме можно заметить нехарактерную комбинацию натурных съемок и мультипликации.

У натурального моря в приключениях капитана Врунгеля есть такое объяснение: мультипликаторов поджимали сроки, им грозило лишение премии и, чтобы сократить время производства, корабль Врунгеля поместили на пленку настоящего моря.

В общем, сериал получился новаторским. И действительно сериалом со сквозным сюжетом. До этого сериальную сущность можно было приписать «Ну, погоди!», но там каждый эпизод по сути был отдельным фильмом.

13 серий «Приключений капитана Врунгеля» были сделаны в период с 1976 по 1979 год. Обычно на 10-минутную серию уходило почти 8 месяцев работы, но после первых набитых синяков работа у режиссера и мультипликаторов пошла как по маслу.

«Доктор Айболит»

Буквально сразу же после премьеры сериала в 1980 году Черкасскому заказали сериал по мотивам произведений Корнея Чуковского. Так на экранах появился рисованный «Доктор Айболит», первая серия которого вышла в 1984 году.

В нем тоже использовалась техника рисованной анимации, «перекладок» и реальных кадров.

Бабник, пьяница и просто весельчак. Какими были создатель «Острова сокровищ» и его мультфильмы

Примечательно, что в разных эпизодах мультфильма можно услышать персонажей в озвучке разных актеров. Так, доктора Айболита изначально озвучивал Зиновий Гердт. Но в третьей серии Айболит говорил уже голосом Сергей Юрского, а в шестой — Георгия Кишко. Бармалей также иногда заимствовал голос у Семена Фарады.

Как в случае с «Приключениями», музыку для мультфильмов по Чуковскому писал Георгий Фиртич. Но если в предыдущей работе запоминающихся композиций было море, то в «Айболите», наверное, самой известной стала «Не ходите, дети, в Африку гулять».

«Остров сокровищ»

Настоящим алмазом в художественной работе Давида Черкасского стал «Остров сокровищ». Искрометный, смешной и такой харизматичный полностью рисованный мультфильм совсем не портили кинематографичные вставки с живыми актерами одесского театра. В главной же роли «живого» пирата блистал актер Валерий Чигляев, который долго тренировался, чтобы петь и размахивать руками на мультяшный манер.

Более того, эти киновставки разбавлялись включением мультяшных образов. А делали их для того, чтобы побыстрее снять фильм, ведь над анимацией работают месяцами, а натуру можно снять за два дня.

Эти новаторские приемы не только облегчили процедуру создания мультфильмов, но и придали мультфильмам особую изюминку, очарование.

«Остров сокровищ» сюжетно довольно точно следует оригинальной книге Стивенсона. Вот только приемами анимации и озвучки Черкасский сумел перевернуть все с ног на голову. И вместо мрачной атмосферы пиратского романа получился веселый и задорный детский мультфильм.

А потом…

К сожалению, всех своих задумок Давид Черкасский реализовать не успел. В начале 1990-х он хотел снять свой ответ фильму «Кто подставил кролика Роджера». И даже успел отснять натурный материал с Джигарханяном и Фарадой. Но анимацию сделать уже не успел: все развалилось не только на мультипликационной студии, но и в стране. Черкасскому пришлось заняться рекламой. Новых мультфильмов от мэтра анимации из Киева дети больше не увидели. Но стоит признать, что все последующие поколения детей с удовольствием могут наслаждаться «Приключениями капитана Врунгеля» или «Островом сокровищ», которые не устаревают.

Спецпроект подготовлен при поддержке унитарного предприятия «Велком», УНП 101528843.

Читайте также:

  • От детского психодела до жуткой политической сатиры. Как менялись мультфильмы изобретательного армянина Саакянца
  • Ему скоро 55. Как менялся Киану Ривз, становясь круче год от года

Последние новости