Практически все из девяти детей Джозефа и Розы Кеннеди умерли не своей смертью. Их сын Эдвард, тогдашний сенатор штата Массачусетс, даже назвал это «семейным проклятием». Самый известный случай, конечно, произошел с 35-м президентом США — до сих пор конспирологи не могут поставить точку в мотивах убийства, хотя официально все давно раскрыто. Но «проклятие» началось не с Джона, а с его брата Джозефа Кеннеди — младшего. Военный летчик погиб при выполнении опаснейшей операции на практически уникальном для того времени самолете, который представлял собой дрон с девятью тоннами взрывчатки.
Ровно 75 лет назад, 9 сентября 1943 года, отправленная с самолета радиоуправляемая бомба Fritz X (она же FX-1400) разнесла итальянский линкор «Рома» в водах Италии. В последующих боях снаряды этой модели серьезно потрепали корабли союзников. Возможности нового оружия встревожили США и Великобританию: у немцев и так были хорошие позиции в дальнобойных орудиях — чего только проект «Фау» стоит. А дистанционный контроль снаряда открывал новые возможности для боевых действий. Британцам и американцам ответить на такое было нечем. Пришлось срочно искать решение, которое потребовало передовых на тот момент технологий. И несмотря на это, все равно оказалось провальным с точки зрения эффективности, к тому же погубило не одного человека.
Прямым аналогом Fritz X стала радиоуправляемая бомба AZON, но союзники также разработали другой, более необычный проект. Назвали его «Афродита». Задумка была в том, чтобы напичкать самолет взрывчаткой, довести до вражеского объекта и направить на цель. Японцы осенью 1944 года начали для подобных задач использовать камикадзе, но такой подход в западной культуре как-то не рассматривался. Союзникам нужно было придумать, как все сделать без гибели летчиков.
Инженеры пришли к мысли о дроне. Строить самолет с нуля или отправлять в последний рейс новые экземпляры существующих моделей было бы слишком затратно. Смекалка подсказала, что можно использовать побывавшие в боях самолеты с выработанным ресурсом. Ведь для выполнения миссии им даже приземляться не было нужды — только подняться в воздух и продержаться там несколько часов. Важным условием была максимально возможная грузоподъемность — взрывчатки в понимании военных много не бывает. В рамках операции «Афродита» планировалось уничтожать особо важные цели: доки с немецкими подлодками, военные заводы, экспериментальные орудия.
Под описанные задачи идеально подошли Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator. Тяжелые бомбардировщики хорошо зарекомендовали себя в боевых действиях, к тому же для своих экспериментов у союзников хватало списанных самолетов этого типа.
Начинять самолеты решили взрывчатым веществом торпекс. Оно изначально использовалось в торпедах (отсюда и название: torpedo explosive) и представляет собой более мощный аналог тротила.
Из B-17 и B-24 доставали все, что добавляло им ненужный вес: пулеметы, листовую броню, радиопередатчики. Беспилотным модификациям присвоили имена BQ-7 и BQ-8 соответственно. Внутри инженеры разместили оборудование для дистанционного управления. Мощности передатчиков тех лет не хватало для контроля бомбардировщика на большом удалении. Из-за этого вместе с дроном нужно было поднимать в воздух пилотируемый самолет, который должен был лететь неподалеку.
Разработав план, союзники столкнулись с новой проблемой. Несмотря на автоматизацию полета, самолету все равно требовались летчики — он не мог взлететь без людей в кабине. Что еще хуже, после взлета пилотам требовалось покинуть бомбардировщик. Так B-17 превратили в кабриолет, срезав каркас кабины. По задумке экипаж должен был выводить борт на нужную высоту, передавать управление беспилотником людям во втором самолете и затем спрыгивать с парашютами.
В 1944-м начались испытания. Все шло хорошо ровно до того момента, как дрон покидали люди. Удаленный контроль за самолетом был сложным из-за несовершенных систем того времени и массы технических проблем. Например, изначально предполагалось управление бомбардировщиком только по визуальному наблюдению: пилот с другого самолета видит дрон и корректирует курс. Для этого под фюзеляжем установили генератор дыма, который оставлял густой след. Маскировки он, конечно, не добавлял, зато экипаж второго самолета сразу видел в небе бомбардировщик и понимал его направление. Но без знания скорости, высоты и других показателей управление оказалось чересчур сложным.
Тогда военные решились на установку двух телекамер. Первая «смотрела» вперед, по ходу движения бомбардировщика. Другую направили на приборы. Пилот всматривался в маленький экран (о разрешении и качестве картинки говорить как-то неуместно), переключаясь между камерами, и двигал рычажки на небольшом пульте, сигналы от которого передавались на дрон.
Впрочем, летчикам, которые должны были поднять самолет в воздух, приходилось гораздо хуже. Мало того что они летели в прямом смысле слова на бомбе (причем с почти израсходованным летным ресурсом), так еще и здорово рисковали во время прыжка. Участник программы «Афродита» Кеннет Уотерс вспоминал, что это был самый опасный момент в и без того сложнейшей миссии. Пилотам приходилось выбираться прямо через верх кабины, они врезались в поток воздуха, а потом попадали в след густого дыма. В последующих модификациях BQ-7 появился люк для выхода из кабины.
Военное руководство понимало: эти миссии практически самоубийственные, что угодно может пойти не так. Поэтому все летчики для «Афродиты» набирались из числа добровольцев. Среди волонтеров оказался Джозеф Кеннеди — младший. Ко второй половине 1944 года он легко мог демобилизоваться, но не давала покоя слава Джона Кеннеди: к тому времени будущий президент США удостоился многих военных наград, участвуя в боях на флоте. Джозеф был пилотом авиации ВМФ, но в сражениях ему особо не везло. Опасаясь вернуться домой без весомых заслуг на войне, летчик согласился поучаствовать в «Афродите». Хоть участие и было добровольным, но подписавшись, человек обязывался выполнить пять миссий. Не все дожили даже до второй.
Самолеты базировались на британском аэродроме Ферсфилд, а основные цели находились во Франции и Германии. Первый же боевой вылет 4 августа обернулся полным провалом: три самолета из четырех разбились, не долетев до нужных точек, погиб один пилот. Причина — проблемы с дистанционным управлением. Лишь один BQ-7 нанес немцам хоть какой-то урон, упав в 450 метрах от площадки «Фау-2» и слегка повредив ее. Несмотря на скверный результат, союзники продолжили операцию «Афродита». Успешнее она не становилась: самолеты падали по разным причинам (либо их сбивали немцы), погиб еще один летчик.
12 августа планировался новый вылет. Цель — экспериментальное орудие «Фау-3», которое заставляло нервничать британцев: по данным Сопротивления, пушка могла из Франции разнести Лондон до основания. Прежние попытки уничтожить «Фау-3» не удались, и союзники вновь решили задействовать дроны.
Поднимать BQ-8 предстояло лейтенантам Джозефу Кеннеди и Уилфорду Уилли. Они взлетели в сопровождении истребителей P-38 Lightning, а также бомбардировщиков De Havilland Mosquito (под управлением Эллиота Рузвельта, сына 32-го президента США) и Lockheed Ventura, которые должны были перехватить управление после прыжка пилотов. Экипаж поднялся на нужную высоту и проверил радио. Сразу после этого девять тонн торпекса взорвались.
Обломки BQ-8 упали прямо на деревушку Блитбург, пострадало около 50 человек. Взрыв повредил летящий неподалеку De Havilland Mosquito, но Рузвельту удалось приземлиться. Остальные самолеты не пострадали. Кеннеди и Уилли словно пропали без вести: не найдены даже фрагменты тел.
Черных ящиков, конечно же, на дронах отродясь не было. Предположительно взрыв произошел из-за некачественной изоляции, что привело к включению детонатора — он был на случай, если самолет потребуется взорвать до его удара о землю.
Гибель еще двоих человек не повлияла на планы союзников: «Афродиту» все еще пытались использовать, но раз за разом миссии оборачивались провалами. Лишь в январе 1945 года стало ясно, что в нынешнем состоянии проект неэффективен, и программу свернули. Тем не менее полученный опыт пригодился в дальнейшей разработке систем дистанционного управления.
Читайте также:
Читайте также
Последние новости